Модульная Рабочая программа по курсу

   "Основы УПРАВЛЕНИя ПЕРСОНАЛОМ"

 

 

Рабочая программа по курсу "Основы управления персоналом" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов 4 курса дневной формы обучения факультета "Экономика труда и управление персоналом", обучающихся по специальности 062100 «Управление персоналом». Данная рабочая программа реализует принципы модульного обучения.

 

Составитель: д.э.н., профессор В.А. Спивак

 

Рецензенты:

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Целями данного курса являются:

– профессиональное изучение студентами современных подходов к персоналу предприятия, основанных на гуманизме, индивидуальной работе и восприятии персонала как основного достояния организации и определяющего фактора ее успеха;

– изучение и приобретение навыков в реализации функций службы управления персоналом и используемых ею методов и приемов планирования потребности в персонале, подбора, организации адаптации, профессиональной ориентации, планирования развития и перемещения работников, оценки результатов их деятельности и аттестации, выявления мотивов трудового поведения, создания безопасных условий труда, повышения эффективности индивидуального и коллективного труда и степени удовлетворенности трудом.

В процессе изучения предмета студенты разрабатывают и защищают курсовой проект

Форма контроля знаний – промежуточные оценки по завершении работы по каждому модулю, после второго модуля – зачет, по окончании курса – защита курсовой работы и экзамен.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Модуль 1.Основные понятия и концепции управления персоналом как системы

Цели: усвоение теорий и концепций управления человеком и группой в организации, понимания роли персонала как ведущего фактора успеха организации и ее достояния, восприятие управления персоналом как системы.

Входной контроль: обсуждение мини-кейса «Иванов — плохой работник, надо увольнять»

Информационный блок

ТЕМА 1. Персонал предприятия как объект управления

Объективные факторы изменения роли и отношения к человеку в организации. Глобализация, интернетизация, мировой рынок труда, высокие темпы НТП, рост удельного веса сервиса как факторы изменений кадровой политики организаций. Место и роль управления персоналом в управлении пред­приятием. Теории и подходы к определению роли человека в организации: тей­лоризм, классический менеджмент, школа «человеческих отношений», теория «человеческого капитала», теория «развития человеческих ресурсов», японские методы, концепция управления человеческими ресурсами, концепция развивающего управления персоналом и др. Персонал предприятия как его основное достояние и наиболее эффективный фактор производства. Управление персоналом как наука. Объект и предмет науки управле­ния персоналом и их особенности. Принципы управления персоналом. Методология системного подхода и его аспекты: ситуативный подход, программно-целевой подход, антидевиантный подход. Взаимодействие линейного и функционального менеджмента со специалистами в области УП и разделение труда между ними. Потенциал человека. Профессиональные и личностные качества человека и их проявление в трудовой сфере. Влияние группы на поведение работника. Потенциал группы и условия эффективной работы рабочей группы. Два понятия «команды». Совместимость работников. Технология и факторы взаимодействия с ориентацией на успех. Инструментарий выявления личных качеств и групповой динамики: наблюдение, тесты, социометрия, психография.

ТЕМА 2. Управление персоналом как система

Признаки, свойства и обеспечение функционирования системы «Управление персоналом». Государственная система управления трудовыми ресурсами. Философия и политика в области управления персоналом организации. Стратегия управления персоналом. Содержание труда в службах управления персоналом на крупных современных предприятиях. Организационное проектирование системы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом в зависимости от размера предприятия и политики в области персонала. Нормативно-методическое обеспечение управления персоналом. Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические. Правовое обеспечение УП, Трудовой кодекс РФ и другие документы. Техническое обеспечение управления персоналом. Кадровое обеспечение деятельности службы УП. Численность службы управления пер­соналом. Информационное обеспечение деятельности службы УП. Информационные технологии в системе УП.

Практика, самостоятельная работа

1.Разработка и обсуждение аналитической схемы теорий и концепций по управлению персоналом в историческом контексте и в контексте «нарастание гуманизации»

2.Разработка и дискуссия по поводу аналитической схемы методов выявления личностных качеств работников, их характеристик по валидности, описания и содержания наиболее часто применяемого инструментария. Психологическое тестирование и самотестирование с целью выявления профориентаций, личностных свойств, интеллекта и т.п.

4.Обсуждение перечня функций службы управления персоналом.

5.Разработка философии и кадровой политики.

Выходной контроль

Представление аналитической схемы концепций УП

Представление аналитической таблицы методов выявления качеств работников

Представление собственного психологического портрета студента

Представление перечня функций по управлению персоналом

Представление текстов, формулирующих философию и кадровую политику организации

 

Модуль 2. Определение потребности организации в персонале и пути ее удовлетворения

Цели: Освоение теории и практики выявления потребностей организации в персонале нужного качества, методов удовлетворения потребности в персонале и подготовки наемного работника к трудоустройству.

Входной контроль: мозговая атака на тему «Профессиональные и личностные качества претендента на должность менеджера по персоналу в крупной организации»

Информационный блок

Тема 3. Деятельность организации по обеспечению текущих и стратегических потребностей в персонале.

Ана­лиз содержания труда работников предприятия. Анализ кадрового потенциала предприятия. Требования рабочего места к работнику как профессионалу и личности и их определение в современной отечественной методологии и в подходе Минтруда США. Средства и методы анализа трудо­вых процессов. Выявление и планирование потребности в персонале на основе норм. Разработка раздела "Персонал" бизнес-плана. Факторы, определяющие кадровую политику в организации. От миссии до программы развития персонала. Стратегическое управление персоналом как элемент стратегии развития организации. Разработка философии и политики в области персонала. Программы развития персонала, социальные программы и их обеспечение. Состав функций и процедур по управлению персоналом. Понятие профессионализма и квалификации. Квалификационные характеристики работников. Система документов, регламентирующих трудовые отношения на государст­венном уровне и на уровне предприятия. Положение о службе управления персоналом, должностные инструкции ее руководителя и сотрудников.

Тема 4. Подготовка работника к трудоустройству

Подготовка работника к трудоустройству: разработка профессионального резюме, сопроводительных и рекомендательных писем, пути поиска работы. Рейтинг профессии.

Тема 5. Подбор персонала организацией

Внешний и внутренний рынок труда, их достоинства и недостатки. Организация привлечения, отбора и найма персонала. Факторы успеха беседы при приеме нового работника. Современные подходы к отбору персонала. Подход "Ключевой специалист". Нормативно-методичес­кая основа подбора персонала. Процедуры подбора. Роль и возможности рекрутмента и государственной системы занятости. Рекрутинг в информационной сети. Инструментарий отбора: испытания, тестирование и другие методы, их задачи и возможности. Документы, оформляемые при приеме сотрудника. Трудовой договор.

Практика

1.Расчет численности работников предприятия.

2.Разработка структуры и содержания профессиограммы работника.

3.Анализ профессионального резюме,

4.Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».

5.Ролевая игра «Разработка и согласование условий трудового договора»

Самостоятельная работа студентов: разработка должностной инструкции менеджера по персоналу, программы приемочных испытаний, профессионального резюме претендента на вакантную должность.

Выходной контроль

Предъявление документов: расчет численности работников, профессиограмма, профессиональное резюме, трудовой договор, должностная инструкция, программа приемочных испытаний менеджера по персоналу.

Реферат по одной из пройденных тем и тем следующего модуля.

Зачет.

 

 

Модуль 3. Функции по управлению персоналом

Цели: Усвоение методов реализации традиционных функций по управлению персоналом

Входной контроль: дискуссия на тему «Этапы и вероятные проблемы на трудовом пути работника»

                                   Информационный блок

ТЕМА 6. Адаптация персонала

Адаптация работников как специфические задачи службы УП. Профессиональная, психофизиологическая и социально-психологическая адаптация. Организация адаптации: отечественный и зарубежный опыт. Факторы эффективности адаптационной работы. Программы введения в должность.

ТЕМА 7. Профориентация персонала, перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры, оценка результатов и аттестация сотрудников

Нормативная и информационная база перемещений. Организация профориентационной работы. Виды перемещений для рабочих и служащих. Ротация и ее профориентационное значение. Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия. Программы подготовки кадрового резерва. Особенности работы с перспективными молодыми руководителями. Оценка индивидуальных и групповых достижений работников. Система сквозных показателей результатов деятельности организации, подразделения, рабочего места как фактор консолидации усилий в достижении общих целей. Организация аттестации работников и руководителей: отечественный и зарубежный опыт. Особенности требований к руководителю. Стиль руководства и его выявление.

ТЕМА 8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации

Организация и информационное обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятия. Особенности и формы творческого развития работников. Виды обучения, рынок образовательных услуг, эффективность обучения.

ТЕМА 9. Содержание и условия труда и их влияние на трудовое поведение

Разделение, кооперация и специализация труда. Организация и обслуживание рабочих мест. Учет, анализ, аттестация и рационализация рабочих мест. Факторы эффективности командной работы и ее организация. Бригадная организация труда. Организация труда служащих. Особенности содержания и организации труда руководителей. Основы нормирования труда. Вертикальные коммуникации: опыт США. Системы с горизонтальными коммуникациями; уплотненная технология и ее элементы: принципы и подходы крупных японских компаний к персоналу. Контекстуальные навыки работников японских предприятий. Условия труда, режим труда и отдыха работников и руководителей. Охрана труда и нормативные материалы по охране труда на производстве. Охрана труда при работе на компьютере.

ТЕМА 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

Типология и факторы трудового поведения. Предпринимательское поведение, манипуляционное поведение. Деструктивное, девиантное и делинквентное поведение. Мошенничество. Мотивационные теории, выявление мотивации работников к труду. Причастность, обогащение труда, целевое управление и их стимулирующий характер. Основы построения системы эффективного стимулирования желаемого трудового поведения. Виды стимулов. Исследование удовлетворенности трудом с позиций теории содержания работ.

ТЕМА 11. Трудовые отношения, конфликты и антикризисное управление персоналом

Природа трудовых конфликтов, типы конфликтов, этапы развития. Методы диагностики и исследование причин конфликтов и сферы их локализации. Методы урегулирования конфликтов в организациях. Взаимодействие администрации с общественными организациями предприятия. Социальная защита работников предприятия. Основы ведения переговоров по поводу заключения коллективного договора. Антикризисное управление персоналом. Нормативная основа и организация процессов наказания и увольнения сотрудников. Массовые увольнения.

ТЕМА 12. Оценка эффективности деятельности службы УП и документация по персоналу

Оценка результатов деятельности службы УП. Текучесть кадров, абсентеизм, социально-психологический климат, качество рабочей силы и другие индикаторы состояния кадровой политики. Система показателей конечных результатов деятельности службы УП. Экономическая и социальная эффективность деятельности персонала и службы УП. Учет персонала в службе УП и документация по личному составу. Личное дело работника. Отчетность по персоналу.

 

Практика

1.Анализ видов и научно-методических оснований планирования карьеры.

2.Разработка системы сквозных показателей на предприятии, ориентированной на достижение конечных результатов.

3.Анализ методики и разработка Положения об аттестации сотрудников, организация аттестации, расчет и оценка результатов. Заполнение аттестационного листа.

4.Ролевая игра: аттестационное собеседование.

5.Рассмотрение деловой ситуации: поведение работника после обучения

6.Анализ типов трудового поведения.

7.Анализ мотивационных теорий.

8.Анализ методов исследования мотивов и факторов отношения к труду.

9.Анализ методов исследование текущего состояния кадрового потенциала.

10.Анализ соответствия кадрового потенциала стратегии развития организации.

11.Дискуссия: Обсуждение достоинств и недостатков различных режимов труда и отдыха, факторов условий труда, нормативных материалов по условиям труда и его безопасности, социально-экономических последствий необеспечения надлежащих условий труда.

12.Рассмотрение деловой ситуации «Трудовой конфликт и его урегулирование».

13.Методы исследования поведения личности и группы в трудовом конфликте.

14.Методы исследования стиля руководства и социально-психологического климата.

15.Деловая игра: Разработка коллективного договора и организация его заключения.

Выходной контроль:

Представление следующих материалов:

План карьеры, положение о стимулировании, Положение об аттестации, аттестационный лист, ученический договор, набор методик исследования мотивов к труду, отношения к труду, кадрового потенциала, урегулирования трудовых конфликтов, поведения личности в конфликте, стиля руководства, социально-психологического климата, расчет ущерба организации в случае получения работником травмы на производстве, проект коллективного договора.

 

Модуль 4. Производственная практика.

Цели: Закрепление полученных знаний и их уточнение на конкретном предприятии в процессе производственной практики

Практические задания

1.Диагностика состояния системы управления персоналом в организации. Ознакомление с документами и показателями, характеризующими систему УП. Выявление мнений работников профессионально-квалификационных, поло-возрастных и иных групп о наличии позитивных и негативных аспектов в управлении персоналом.

2.Ознакомление со стратегией развития организации. Определение кадрового потенциала организации в свете текущих требований к персоналу и стратегии развития. Формулировка философии и кадровой политики организации, осуществляемой в отношении разных групп работающих.

3.Определение студентом своей специализации: выбор наиболее интересной проблемы, функции, аспекта в области управления персоналом для последующего ее решения. Углубленное исследование современных подходов к решению проблем в области персонала, аналогичных выбранной. Реализация аналитического подхода к определению и решению проблем организации. Реализация творческого подхода к решению кадровых проблем организации.

4.Разработка и обоснование предложений по решению проблемы. Оформление курсовой работы по форме бизнес-отчета.

Выходной контроль: Представление отчета по практике и курсовой работы.

 

Модуль 5.Формирование системного представления о науке и практике управления персоналом

Цели: Приобретение системных представлений о науке и практике управления персоналом.

Входной контроль: презентация знаний и впечатлений от производственной практики

Практика и самостоятельная работа

Разработка схем взаимосвязей элементов системы управления персоналом. Выявление моно- и мультиаспектных факторов влияния на поведение работников. Дискуссии по проблемам управления персоналом. Предварительное тестирование уровня полученных знаний. Разработка и описание деловых ситуаций. Рассмотрение деловых ситуаций.

Выходной контроль:

Презентация и публичная защита курсовых работ.

Экзамен

 

Распределение учебных часов

 

Наименование модуля

                                      Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Самост. работа

Модуль 1. Основные понятия и концепции управления персоналом как системы

24

6

6

12

ТЕМА 1. Персонал предприятия как объект управления

 

 

 

 

ТЕМА 2. Управление персоналом как система

 

 

 

 

Модуль 2. Определение потребности организации в персонале и пути ее удовлетворения

70

18

16

36

Тема 3. Деятельность организации по обеспечению текущих и стратегических потребностей в персонале

 

 

 

 

Тема 4. Подготовка работника к трудоустройству

 

 

 

 

Тема 5. Подбор персонала организацией

 

 

 

 

Модуль 3. Функции по управлению персоналом

48

16

8

24

ТЕМА 6. Адаптация персонала

 

 

 

 

ТЕМА 7. Профориентация персонала, перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры, оценка результатов и аттестация сотрудников

 

 

 

 

ТЕМА 8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации

 

 

 

 

ТЕМА 9. Содержание и условия труда и их влияние на трудовое поведение

 

 

 

 

ТЕМА 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

 

 

 

 

ТЕМА 11. Трудовые отношения, конфликты и антикризисное управление персоналом

 

 

 

 

ТЕМА 12. Оценка эффективности деятельности службы УП и документация по персоналу

 

 

 

 

Модуль 4. Производственная практика

 

 

 

 

Модуль 5. Формирование системного представления о науке и практике управления персоналом

22

 

10

12

ИТОГО

164

40

40

84

 

Экзаменационные вопросы

1.Объективные факторы изменения роли и отношения к человеку на производстве. Мировые тенденции и их влияние на кадровую политику организаций. Место и роль управления персоналом в управлении предприятием.

2.Подходы к определению роли человека на производстве: от тейлоризма до концепции развивающего управления. Персонал предприятия как его основное достояние и наиболее эффективный фактор производства.

3.Управление персоналом как наука. Объект и предмет науки управления персоналом и их особенности. Принципы управления персоналом. Системный подход. Кадровая политика на предприятии и факторы, ее определяющие.

4.Потенциал человека. Профессиональные и личностные качества человека и их проявление в трудовой сфере.

5.Группы в организации. Влияние группы на поведение работника. Совместимость работников. Два понятия "команды". Технология и факторы взаимодействия с ориентацией на успех.

6.Инструментарий выявления личных качеств и групповой динамики: наблюдение, тесты, социометрия, психометрия.

7.Содержание труда в службах управления персоналом на крупных современных предприятиях и организационная структура службы управления персоналом в зависимости от размера предприятия и политики в области персонала. Кадровое обеспечение деятельности службы УП. Численность службы управления персоналом.

8.Анализ содержания труда работников предприятия. Анализ кадрового потенциала предприятия. Средства и методы анализа трудовых процессов.

9.Требования рабочего места и их определение в современной отечественной методологии и в подходе Минтруда США. Выявление и планирование потребности в персонале на основе норм. Разработка раздела «Персонал» бизнес-плана. Подход «Ключевой специалист».

10.Профессионализм и квалификация. Квалификационные характеристики работников и их применение в организации.

11.Внешний и внутренний рынок труда, их достоинства и недостатки. Нормирование труда и определение потребности в персонале. Программа развития персонала.

12.Правовое обеспечение деятельности службы УП. Система документов, регламентирующих трудовые отношения на государственном уров­не и на уровне предприятия. Положение о службе управления персоналом, должностные инструкции ее руководителя и сотрудников.

13.Разделение, кооперация и специализация труда. Учет, анализ аттес­тация и рационализация рабочих мест. Бригадная организация труда.

14.Вертикальные коммуникации: опыт США. Системы с горизонтальными коммуникациями; уплотненная технология и ее элементы: подходы крупных японских компаний. Контекстуальные навыки работников японских предприятий.

15.Условия труда, режим труда и отдыха работников и руководителей. Охрана труда и нормативные материалы по охране труда на производстве. Охрана труда при работе на компьютере.

16.Организация отбора и найма персонала. Факторы успеха беседы при приеме нового работника. Рекрутмент. Документы, оформляемые при приеме.

17.Современные подходы к отбору персонала. Подготовка работника к трудоустройству: разработка профессионального резюме, сопроводительных и рекомендательных писем, пути поиска работы. Рейтинг профессии.

18.Подготовка службы УП к отбору претендентов. Инструментарий отбора: испытания, тестирование и другие социально-психологические методы, их задачи и возможности. Испытательный срок.

19.Адаптация работников как специфические задачи службы УП. Профессиональная, психофизиологическая и социально-психологичес­кая адаптация. Организация адаптации: отечественный и зарубежный опыт. Факторы эффективности адаптационной работы.

20.Нормативная и информационная база перемещений. Профориентация. Виды перемещений. Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия. Программы подготовки кадрового резерва. Особенности работы с перспективными молодыми руководителями.

21.Оценка индивидуальных и групповых достижений работников. Система сквозных показателей результатов деятельности.

22.Организация аттестации работников и руководителей: отечественный и зарубежный опыт.

23.Особенности требований к руководителю. Стиль руководства и его выявление. Особенности содержания и организации труда руководителей.

24.Организация и информационное обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятия. Виды обучения, рынок образовательных услуг, эффективность обучения.

25.Типология и факторы трудового поведения. Предпринимательское поведение.

26.Деструктивное, девиантное, делинквентное трудовое поведение. Манипуляционное поведение. Мошенничество.

27.Мотивационные теории, выявление мотивации работников к труду. Причастность, обогащение труда, целевое управление и их стимулирующий характер.

28.Основы построения системы эффективного стимулирования желаемого трудового поведения. Виды стимулов. Исследование удовлетворенности трудом с позиций теории содержания работ.

29.Типология конфликтов. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. Методы психологической защиты человека.

30.Роль службы управления персоналом в выявлении причин и урегулировании конфликтов. Виды поведения в конфликтной ситуации.

31.Взаимодействие администрации с общественными организациями предприятия. Социальная защита работников предприятия. Основы ведения переговоров по поводу заключения коллективного договора.

32.Антикризисное управление персоналом. Поведение сторон в ситуации наказания и увольнения. Требования ТК РФ.

33.Оценка результатов деятельности службы УП. Текучесть кадров, абсентеизм, социально-психологический климат, качество рабочей силы и другие индикаторы состояния кадровой политики.

34.Система показателей конечных результатов деятельности службы УП. Учет персонала в службе УП и документация по личному составу.

 

 

Примерные направления исследований для курсовой работы

 

1.                   Диагностика состояния системы УП в организации

2.                   Диагностика состояния отдельных элементов системы УП в организации (анализа содержания труда, определения потребности в персонале, использования внутреннего и внешнего рынка труда, подбора, адаптации, профориентации, карьеры, развития, обучения, оценки результатов, аттестации, трудового поведения, оплаты труда, мотивации к труду, отношения к труду, стимулирования, охраны  труда, условий труда, организации труда, нормирования труда, учета персонала, эффективности функционирования персонала, оценки результатов службы УП, повышения эффективности труда персонала, урегулирования конфликтов, организационной культуры и т.п.).

3.                   Диагностика и совершенствование реализации функции управления персоналом (перечень функций, элементов УП см. выше)

4.                   Качество персонала организации и его соответствие ее текущим потребностям

5.                   Качество персонала организации и его повышение в соответствие со стратегией развития организации

6.                   Диагностика стадии развития организации и стратегия управления персоналом

7.                   Проблема ______________ в организации и пути ее решения

8.                   Анализ стратегии развития организации и разработка системы сквозных показателей, ориентированной на достижение актуальных конечных результатов организации.

9.                   Обеспечение гибкости персонала организации

10.               Потребности в развитии работников и организации и их удовлетворение в организации

11.               Методика разработки разделов бизнес-плана организации, относящихся к персоналу, и ее применение

12.               Проблемы разделения труда в организации и их устранение

13.               Состояние безопасности труда (условий труда) в организации и обоснование необходимости повышения ее (их) уровня.

14.               Системы и направления эффективного стимулирования работников.

15.               Причины и факторы конфликтов в трудовой сфере, экономическая эффективность их профилактики.

16.               Социальная защита работников предприятия. Особенности социальной защиты на разных уровнях управления поведением людей.

17.               Факторы эффективности и оценка результатов деятельности службы управления персоналом.

18.               Диагностиа организационной культуры и ее влияние на эффективность организации

19.               Гендерные аспекты в управлении организацией и персоналом. Особенности фирм, возглавляемых женщинами

20.               Портрет идеальной компании: исследование мнений работников, руководителей, конкурентов, деловых партнеров, общественности

21.               Требования к трудовому потенциалу современных менеджеров, развитие и саморазвитие трудового потенциала.

 

 

Примерная структурная таблица элементов для формулировки

названия курсовой работы

 

Цель

Процесс, результат

Объект

Ключевая отличительная черта объекта, признак, условия

Масштаб охвата

Факторы

Методология, методы

Совершенствование

Повышение

Ускорение

Развитие

Поддержание

Выявление

Обоснование

Функционирование

Рентабельность

Конкурентоспособность

Гибкость

Рост

Развитие

Адаптируемость

Эффективность

Удовлетворение

Рынок

Персонал

Группа

Коллектив

Организация

Функция управления (прогнозирование, стратегия, тактика, нормирование, учет, контроль, анализ и т.п.)

Функция управления персоналом (потребность, качество, требования, подбор, отбор, стимулирование, оценка, аттестация, охрана труда, социальная защита, кадровая политика, организация труда, нормирование труда и т.п.)

Организационно-правовая форма организации

Отраслевая принадлежность. Размер.

Текущее состояние или перспективы (стабильность, эволюция, кризис, спад, трансформация)

 

Мир Страна

Регион

Область

Город

Отрасль

Группа организаций

Организация Подразделение

Бригада Рабочая группа

 

 

Движущие силы. За счет чего

Системный подход, ситуативный подход, методы из области определенных научных дисциплин

 

 

Курсовая работа — самостоятельное научное исследование студента по изучаемому курсу, призванное продемонстрировать:

знание студентом современных теорий, концепций, подходов, умение классифицировать и систематизировать знания по признакам убедительности, эмпирической доказанности, применимости к российской специфике, сходства условий и факторов и др., вырабатывать и обоснованно формулировать собственную точку зрения,

умение видеть, распознавать, определять симптомы, признаки, индикаторы неблагополучия, т.е. выявлять неблагополучие в организации (месте прохождения производственной практики),

умение диагностировать неблагополучие, т.е. устанавливать причины неблагополучия, его источники, динамику, субъекты (виновники, заинтересованные лица и группы, жертвы), используя теорию и практику,

умение прогнозировать возможные последствия развития ситуации, локализацию, диагностировать, анализировать ситуацию, сложившуюся в конкретной организации (месте прохождения производственной практики), определять и формулировать проблемы, связанные с тем или иным неблагополучием в области персонала и в управлении им,

умение осуществлять теоретический поиск и анализ мирового и отечественного опыта исследования подобных ситуаций, поведения в подобных ситуациях и устранения неблагополучия,

умение выдвигать гипотезы, вносить грамотно сформулированные и обоснованные предложения и рекомендации по устранению неблагополучия в организации,

умение разрабатывать программы диагностических, экспериментальных, пилотажных, панельных, лонгитюдных и др. исследований, подтверждающие наличие неблагополучия, подтверждающие гипотезы, выводы,

умение выбирать наиболее подходящий инструмент исследования,

умение организовывать и проводить исследование,

умение определять выборку, рассчитывать ее репрезентативность,

умение интерпретировать полученные результаты, делать обоснованные выводы,

умение обосновывать целесообразность проведения предлагаемых изменений, в том числе экономическую,

умение разрабатывать и презентовать бизнес-проект с той степенью убедительности, которая приведет к принятию предложений и согласию на затраты со стороны работодателя.

В сфере экономического обоснования эффективности вносимых предложений курсовая работа должна продемонстрировать:

умение определять виды и размер капитальных и текущих затрат на проведение исследования, мониторинг, изменений,

умение устанавливать источники экономии ресурсов разных видов,

умение сравнивать затраты и результаты, определять экономическую эффективность затрат, срок их окупаемости.

При поступлении на производственную практику студент должен определить примерное направление своих исследований и курсовой работы, исходя из собственного интереса к той или иной теме, аспекту управления персоналом. Однако в организации может существовать собственная потребность в исследовании какой-либо проблемы. Может существовать заказ на проведение НИОКР, но может играть решающую роль и вид и объем доступной информации, исходя из которого, придется изменить направление исследования.

 

Литература

Основная

Примерный перечень периодических изданий, содержащих информацию по тематике «Управление персоналом»

Служба кадров

Справочник кадровика

Человек и труд

Трудовое право

Управление персоналом

Управление компанией

Эксперт

Деньги

Карьера

Общественные науки и современность

 

Директор

Персонал-микс

Топ-менеджер

Менеджмент

Социологические исследования

Психологические исследования

Современные гуманитарные знания

Социальная защита

Менеджмент сегодня

Экономика и жизнь

Труд за рубежом

и другие

 

Андреева И.В., Кошелева С.В., Спивак В.А. Управление персоналом. –СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004.

Борисова Е.А.Оценка и аттестация персонала. –СПб.: Питер, 2002.

Борисова Е.А. Управление персоналом для современного руководителя. – СПб.: Питер, 2003.

Веснин. Практический менеджмент персонала. – М.: Юристъ, 2003.

Вэттен Д., Камерон К. Развитие навыков менеджмента. – СПб.: Нева, 2004.

Дафт Р.Л. Менеджмент. ¾СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Джуэлл Л. Индустриально -организационная психология. ¾СПб.: Питер, 2001.

Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм персонала. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002.

Квалификационный справочник должностей служащих. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. ¾СПб.: Питер, 2001.

Магура М.И.Поиск и отбор персонала. – М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2003.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. ¾СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Психология менеджмента /Под ред. проф. Г.С.Никифорова. ¾Спб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.

Психология популярных профессий /Под ред. Л.А.Головей. – СПб.: Речь, 2003.

Сартан Г.Н. и др. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2003.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Спивак В.А. Идеальный руководитель, идеальный предприниматель. – МПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2000.

Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001.

Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

Трудовой кодекс РФ.

Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. -СПб.: Питер, 2001.

Управление персоналом /Под ред. А.Я.Кибанова. –М.: ИНФРА-М, 2004.

Управление персоналом. Практикум /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Управление человеческими ресурсами /Под ред. М. Пула, М.Уорнера. –СПб.: Питер, 2002.

Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. – СПб.: Питер, 2003.

Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Дополнительная

Альбрехт С., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса. – СПб.: ПИТЕР, 1995.

Власова Н. ... И проснешься боссом. – М.: Инфра-М, 1994.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. – М.: ДЕЛО ЛТД, 1993.

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высш. шк., 1989.

Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 1998.

Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, Псков. обл. ин-т усоверш. учителей, 1994.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1995.

Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993.

Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. – М.: Дело, 1993.

Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Межотраслевые методические рекомендации по созданию системы профессионально-квалификационного продвижения рабочих. – М.: Экономика, 1989.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы специалистов (для установления квалификационных категорий и дифференциации должностных окладов). – М.: Экономика, 1989.

Монден Я. "Тоёта": методы эффективного управления. – М.: Экономика, 1989.

Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые научно-методические рекомендации. – М.: Экономика, 1991.

Положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в машиностроении. – М.: Экономика, 1988.

Поляков В.А., Яновская В.М. Как получить хорошую работу в новой России. – М.: ИНФРА-М, 1995.

Психологические тесты для деловых людей. – М.: А/О "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1994.

Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции /К.А. Волкова и др. – М.: ОАО "Изда­тельство "Экономика", НОРМА, 1997.

Рюттингер Р. Культура предпринимательства. – М.: Эком, 1992.

Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. – М.: Экономика, 1986.

Социология труда / Под ред. Н.И. Дряхлова и др. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых долж­ностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. – М.: Ин-т труда Минтруда РФ, 1996.

Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 1990.

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.

Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под научной ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

Управление персоналом организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997.

Уткин Э.А. Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: АКАЛИС, 1996.

Фильев В.И. Регулирование условий труда на предприятиях Российской Федерации (Охрана труда на основе ГОСТов РФ). – М.: Интел-Синтез, 1996.

Цандер Э. Практика управления. – Обнинск: Титул, 1992.

Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, СПб-отделение, 1997.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

Экономическая психология /Под ред. И.В.Андреевой. -СПб.: Питер, 2000.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz