Учебно-методический комплекс по курсу «Организационное поведение» для студентов 4 курса экономического факультета СПбИВЭСЭП, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации»

Разработчик: д.э.н., проф. В.А.Спивак

 

Пояснительная записка

Общеизвестный до банальности закон менеджмента требует от менеджера знания объекта управления: «Прежде чем пытаться управлять, определи, чем или кем пытаешься управлять». Цель изучения дисциплины «Организационное поведение» — помочь будущим менеджерам организаций понять природу и сущность современных хозяйственных организаций, причины и факторы, определяющие поведение как их самих во внешней и внутренней среде, так и субъектов, действующих в рамках организаций, таких, как личности, группы, коллективы.

Повышение степени объективности представлений об объект-субъекте управления, будь то работник, группа, организация, является непременным условием более точного прогнозирования его поведения и результатов при осуществлении управляющего воздействия. Повышению объективности способствует как осознание собственной субъективности, так и полезная привычка находить и благожелательно рассматривать и учитывать разные точки зрения.

В наше время ничто так не постоянно, как перемены. Вбирая в себя достижения таких фундаментальных и прикладных наук, как психология, социология, социальная и индустриальная психология, менеджмент, педагогика, философия, экономика, право, организационное поведение постоянно развивается и предлагает к рассмотрению и учету в практике управления все новые и новые концепции, точки зрения, факты. Навыки применения в управлении широкого набора постоянно обновляющихся знаний в области организационного поведения отличают компетентного, эрудированного и успешного менеджера от неуспешного.

Темы общепрофессиональной дисциплины «Организационное поведение», входящей в федеральный компонент Государственного стандарта образования по подготовке по специальности 061100 «Менеджмент организации» сформулированы следующим образом:

Поскольку организационное поведение есть явление системное, все его элементы, все темы связаны между собой и проникнуты взаимовлиянием. Отнесение того или иного аспекта, или фактора, или формы проявления поведения к одной определенной теме зачастую невозможно, и рассмотрение данного факта возможно через призму другой теории, других точек зрения, в другом контексте. Это делает изучение предмета крайне интересным, способствует формированию у студента собственной точки зрения, оценочной позиции..

 

Цели и задачи курса

 

Целями данного курса являются:

–изучение студентами современных представлений о теории и факторах поведения работников и групп в организации;

– изучение и приобретение навыков в исследовании и использовании для управления поведением мотивационных и коммуникативных факторов;

- усвоение основ лидерства, анализа и конструирования организации как социально-экономической системы;

- изучение студентами факторов, определяющих поведение сотрудников, рабочих групп и всего коллектива организации как социотехнической системы;

- получение необходимых знаний для понимания причин и направлений развития социально-психологической сферы организации;

- усвоение методов и приемов, позволяющих осуществить анализ социально-психологических процессов в организации, выявить причины возникающих проблем и принять меры к их решению в интересах отдельных работников, групп и организации в целом;

- приобретение умений в сфере диагностики, прогнозирования - изучение студентами факторов, определяющих поведение сотрудников, рабочих групп и всего коллектива организации как социотехнической системы;

- получение необходимых знаний для понимания причин и направлений развития социально-психологической сферы организации;

- усвоение методов и приемов, позволяющих осуществить анализ социально-психологических процессов в организации, выявить причины возникающих проблем и принять меры к их решению в интересах отдельных работников, групп и организации в целом;

- приобретение умений в сфере диагностики, прогнозирования развития субъектов организации и ее внутренней среды и предупреждения негативного развития.

Форма контроля знаний — экзамен.

Содержание курса

Тема 1. Теории поведения человека в организации.

Организационное поведение как наука и практика. Роль, место, объект, предмет, методы познания и исследования в организационном поведении. Понятия поведения, трудового поведения и организационного поведения. Факторы, влияющие на поведение, и их типология. Регуляторы поведения субъектов организации. Модели поведения. Разнообразие и субъективность моделей субъектов организации и поведенческих проявлений. Психологические теории поведения. Социологические теории поведения человека в организации. Экономические теории поведения человека в организации. Типологии трудового поведения. Виды предпринимательского поведения. Девиантное поведение и его проявления.

 

Тема 2. Личность и организация.

Понятие и структура личности. Содержание и значение для понимания и прогнозирования поведение личности таких качеств, как восприятие, направленность, темперамент, характер, мышление, интеллект. Психические состояния и успех деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Виды, причины и признаки стресса, способы повышения стрессоустойчивости.  Типология личности по Майерс-Бриггс. Методы исследования личности. Типологии организаций. Типы организаций и особенности моделей субъектов и отношений между группами интересов в них. Значение организационной культуры в организации. Типы организационных культур по Шейну, Хофстеде, Камерон и Куинну и др. и их влияние на поведение субъектов и групп интересов в организациях. Нормативные акты, определяющие поведение субъектов организации. Лояльность работников своей организации и ее обеспечение.

 

Тема 3. Коммуникативное поведение в организации.

Понятие и значение коммуникации и коммуникативной компетенции. Принципы коммуникации. Типологии коммуникаций в организации. Внешние и внутренние коммуникации. Структура коммуникативного процесса. Средства и каналы коммуникации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Специфика устных коммуникаций. Управление коммуникациями. Перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспект делового общения. Барьеры непонимания и их преодоление. Правила проведения интервью, деловых разговоров по телефону. Методика подготовки и проведения презентации. Значение и виды невербального общения. Факторы повышения коммуникативной компетенции. Специфика и правила общения посредством письменной речи. Значение и каналы обратной связи в организации. Поддерживающие коммуникации, их виды и методы осуществления. Проблемы дистанционного осуществления коммуникаций в организациях.

 

 

Тема 4. Мотивация и результативность организации.

Понятие мотивов поведения и их многообразие. Критерии организационной эффективности с позиций разных групп интересов. Отношение к труду и его определяющий характер для результатов труда. Факторы улучшения отношения к труду. Теории мотивации. Динамические формы удовлетворенности трудом. Модели работников и факторов их поведения в различных теориях мотивации. Возможности выявления и использования мотивов для управления отношением к труду. Организация и содержание труда как факторы трудовой мотивации. Модель Олдхэма-Хэкмена. Модели и критерии организационной эффективности. Субъекты организации и внешней среды и многообразие точек зрения на результативность организации.

 

Тема 5. Формирование группового поведения в организации.

Теория групп. Важнейшие характеристики группы. Статусы и  роли в группе.  Понятие «команды». Роли членов группы — направленные на задание, на коммуникации; деструктивные роли. Потенциал группы. Взаимодействие потенциалов работников в группе. Этапы формирование продуктивных рабочих команд. Совместимость членов команды и ее виды. Задачи лидера на различных этапах развития команды. Групповое мышление и опасность его появления. Групповые девиации. Общие правила управления групповым поведением. Понятие, виды и источники конфликтов в организациях. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Диагностика конфликта. Стратегии ведения переговоров в конфликтной ситуации.

 

 

Тема 6. Анализ и конструирование организаций.

Задачи и объекты анализа организации в организационном поведении. Группы интересов в организации и разнообразие объектов и критериев оценки факторов организационной жизни и поведения. Анализ экономических результатов организации. Анализ миссии и видения будущего организации. Методы разработки привлекательного видения будущего организации. Задачи и содержание философии  и политики организации. Цели организации и требования к ним. Связь между организационно-правовой формой, положением на рынке и поведением организации. Задачи и формы социального партнерства в организации.  Структура и анализ качества трудовой жизни в организации. Анализ социально-психологического климата в организации. Источники и методы получения аналитической информации об организации. Стиль ведения переговоров как источник анализа поведения организации. Организация деятельности и структура организации и их влияние на рамки обязанностей и прав сотрудников. Стратегии перепроектирования организации и преимущества системной стратегии. Проектирование перехода организации к командной работе.

 

 

Тема 7. Управление поведением организации.

Разнообразие факторов поведения организации во внешней и внутренней среде. Понятие и законы управления поведением организации. Принципы управления поведением организации. Поянтие стратегического мышления и стратегического управления. Процесс стратегического управления организацией. SWOT- анализ и его применение для определения направлений развития организации. Концепция конкурентных сил и стратегий М.Портера и влияние стратегии на поведение организации по отношению к группам интересов. Функции регулирования и контроля в системе управления поведением организации. Бюрократический и децентрализованный контроль. Современные формы контроля качества и финансов и требования к сотрудникам организации. Влияние культуры организации на ее поведение по отношению к группам интересов. Поведение организации на разных стадиях ее развития.

 

 

Тема 8. Лидерство в организации.

Природа лидерства и его отличие от менеджмента. Нравственные требования к лидеру. Понятие власти и ее источники. Лидерские качества и роли. Автократичные и демократичные лидеры. Поведенческие подходы к лидерству: исследования ученых университета Огайо, мичиганского университета, управленческая решетка. Ситуационные теории Лидерства: теория Фидлера, Херси и Бланчарда, теория «путь-цель», Заменители лидерства и условия их проявления. Концепция стилей руководства Врума-Йеттона. Поведение Лидера на разных стадиях развития команды. Харизматическое, провидческое, трансформационное, виртуальное лидерство. Женский подход к лидерству. Лидерство-служение. Злоупотребление властью и другие патологии лидерства.

 

Тема 9. Персональное развитие в организации.

Всеобщий характер закона развития. Понятие и основные элементы трудового потенциала. Концепция «Развивающее управление персоналом», структура ее блоков. Состав организационных и личностных факторов менеджмента организации, способствующих развитию персонала. Склонности и цели жизни сотрудников организации. Самоанализ сотрудника и определение направлений карьерного развития. Малый и крупный бизнес как место реализации карьеры работника. Понятие и типы карьерного развития работника. Планирование карьеры и перемещений работника. Условия развитие работников крупных японских предприятий. Потенциал и потребности личности и возможности организации. Развитие организации как развитие ее персонала. Концепция РУП. Японские методы. Направления и методология развития персонала организации. Понятие и типология карьеры. Планирование карьеры и развития.

 

Тема 10. Управление нововведениями в организации.

Концепция и модель организационных изменений. Типы организационных изменений. Решающая роль персонала в проведении изменений в организации. Инициирование изменений: проведение исследований, проявление творческого подхода. Роль в инициировании и проведении изменений «борцов за идею». Факторы и причины сопротивления изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям. Понятие организационного развития. Стадии организационного развития. Методы формирования команд, налаживания обратной связи и вмешательства больших групп в организационном развитии. Изменения организационной культуры по методологии Камерон и Куинна.

 

 

Тема 11. Организационный маркетинг.

Понятие и анализ организационного маркетинга и имиджа организации. Методы выявления мнения групп интересов об имидже организации. Формирование имиджа организации. Факторы привлекательности организации для работников и субъектов внешней среды. Значение стандарта ISO как характеристики имиджа организации. Понятие, элементы и формирование фирменного стиля. Фирменный стиль одежды и его роль в формировании имиджа организации. Понятие этики организации, уровни и виды этических норм и правил. Виды социальной ответственности бизнеса. Факторы и направления управления этикой и социальной ответственностью организации. Вступление организации в Бюро Безупречного Бизнеса как отражение ее высоких этических стандартов.

 

 

Тема 12.Организационное поведение в сфере международного бизнеса.

Международная деловая среда. Экономическая среда. Законодательно–политическая среда. Социокультурная среда. Система международного бизнеса в условиях глобализации. Требования к руководителям международных организаций. Национальные особенности и национальная культура как элемент внешней задающей среды. Типологии национальных культур Хофстеде и Тромпенаарса. Появления национальной культуры на рабочем мест в организации. Отражение национальной культуры в законодательстве страны. Подготовка сотрудников к работе за границей. Мультинациональные команды и сетевые группы. Особенности оценки результатов работы в зарубежных филиалах компаний.

 

 

Тесты и темы практических занятий и семинаров

Тема 1

1.1.Рассмотрите ситуацию на Нью-Йоркской фондовой бирже и проанализируйте причины краха и поведение участников торгов.

«Вечером 6 января 1981 года Джозеф Гранвилл, известный советник по капиталовложениям во Флориде, отправил своим клиентам телеграмму: «Цены на акции резко упадут; продавайте завтра». Очень скоро все узнали о совете Гранвилла, и 7 января стало самым черным днем во всей истории Нью-Йоркской фондовой биржи. По общему мнению, акции потеряли в цене где–то 40 миллиардов долларов.

Почти полвека назад Джон Мейнард Кейнс сравнил психологию рынка ценных бумаг с популярными конкурсами красоты, которые проводили в то время лондонские газеты. Чтобы выиграть, нужно было выбрать шесть лиц из ста, которые, в свою очередь, наиболее часто выбирались другими участниками конкурса. Таким образом, как писал Кейнс, «каждый участник должен выбрать не те лица, которые кажутся наиболее привлекательными ему самому, а те, которые, как он полагает, будут пленять воображение других участников».

Так же и инвесторы пытаются выбрать не те акции, в которых заинтересованы они сами, а акции, к  которым благоволят другие инвесторы. Название игры ¾прогноз поведения других. Как объяснил один менеджер фонда с Уолл–стрит: «Вы можете соглашаться или не соглашаться с мнением Гранвилла, это уже не имеет значения. Если вы думаете, что его совет заставит других людей продавать, то вы захотите продать до того, как цены упадут еще ниже. Если вы полагаете, что другие будут покупать, вы купите сейчас, чтобы опередить остальных»»[1].

 

1.2.Рассмотрите смысл таких понятий, как свобода, равенство, демократия, государство, смысл жизни. Как, по вашему, объясняется разнообразие мнений по поводу содержания этих понятий? Какие критерии используют разные известные вам социальные группы при наполнении содержанием этих понятий? Следует ли приветствовать разнообразие мнений или преследовать? Обсудите.

1.3.Предложите друзьям сыграть в игру «гайки (орешки)» и обсудите ход мыслей, объясняющих то или иное поведение участников игры.

1.4.Вспомните детскую игру «Испорченный телефон», проведите ее в группе и обсудите причины изменения содержания сообщения.

 

Определите собственную систему ценностей по тесту Рокича.

Источник: Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.

Тема 2

Проработайте, дайте характеристику и рассмотрите результаты и валидность следующих тестов:

2.1.«Нарисуй слона»

2.2.Тест К. Леонгарда—Н. Шмишека

2.3.Тест Г. Айзенка «Личностный опросник»

2.4.Методика когнитивной ориентации (Локус контроля по Д.Б.Роттеру)

Источник: Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.

Тема 3

Оцените свои навыки в области устных презентаций[2], подготовьте и проведите устную (для студентов дневной и очно-заочной формы обучения) или письменную презентацию (для студентов заочной формы обучения) интересного материала по тематике курса «Организационное поведение».

 

Чтобы научиться проводить презентацию, полезно проверить уже имеющиеся  навыки. Далее мы приводим тест, который поможет вам определить фокус приложения усилий в направлении повышения уровня вашей компетентности в этой области. Пожалуйста, прочитайте каждое предложение и обведите кружочком балл, который наилучшим образом отражает ваш уровень в исполнении соответствующего действия. Высший уровень оценивается в 5 баллов, низший — в 1 балл. Обратите особое внимание на те пункты теста, по которым вы проставили себе балл от 1 до 3, и приложите усилия для повышения уровня владения этим этапом.

                                                           Всегда                       Никогда

1.  Перед тем как планировать презентацию, я формулирую несколько основных целей.                                                               5          4          3          2          1

2.  Я анализирую ценности, потребности и ограничения моей аудитории.

                                                           5          4          3          2          1

3. Первым делом я записываю основные идеи в том порядке, в каком собираюсь представлять их аудитории.                                                          

5         4          3          2          1

4.  Я предусматриваю и предварительное представление, и полное рассмотрение своих идей.

                                                           5          4          3          2          1

5. Я произношу введение, которое привлечет внимание аудитории, и, кроме того, привожу необходимую основополагающую информацию.

                                                           5          4          3          2          1

6.      В заключение речи я вновь возвращаюсь к введению, а когда это необходимо, призываю к действиям.  

                                                            5         4          3          2          1

7.  Визуальные материалы, которые я использую, тщательно подобраны, просты, легко читаются и производят впечатление на аудиторию.

                                                           5          4          3          2          1

8.  Количество визуальных материалов таково, что они усиливают, а не снижают эффект моей презентации.                                                          

5          4          3          2          1

9. Чтобы моя презентация была убедительной, я подкрепляю приводимые материалы логическими аргументами.                                                            

5          4          3          2          1

10. Я использую свою нервозность для того, чтобы сделать презентацию более эмоциональной, а не подавляю ее.                      

5          4          3          2          1

11. Я стараюсь, чтобы преимущества идеи, которые я внушаю своей аудитории, были ясными и неопровержимыми.                                                                                                                                                                5             4          3          2          1

12. Я выражаю идеи с энтузиазмом.        

5          4          3          2          1

13. Я репетирую свое выступление и стараюсь не использовать записей, с тем, чтобы уделять максимальное внимание аудитории.

5          4          3          2          1

14. Мои записи содержат только «ключевые слова», так что мне не приходится «произносить речь по бумажке».                      5          4          3          2          1

15. Я репетирую презентацию стоя и пользуясь визуальным материалом.    

5          4          3          2          1

16. Я готовлю вопросы, которые могут возникнуть у слушателей, и практикуюсь отвечать на них.                                              5         4          3          2          1

17. Перед презентацией я заранее готовлю места для сидения (если нужно) и проверяю аудио и видеоаппаратуру.                 5         4          3          2          1

18. Я поддерживаю хороший визуальный контакт со слушателями в течение всего времени презентации.

                                                           5          4          3          2          1

19. Мои жесты естественны и не сковываются из-за нервозного состояния.

                                                           5          4          3          2          1

20. Я произношу слова отчетливо, в полный голос, а не монотонно.

                                                           5          4          3          2          1

Итого баллов__________________

 

 

Если вы набрали от 80 до 100 баллов, то вы опытный и подготовленный оратор, и вам нужна только практика, чтобы поддерживать базовые навыки.

Если общее число набранных вами баллов составляет от 60 до 80, то у вас есть потенциальная возможность стать высокоэффективным оратором.

Если вы набрали от 40 до 60 баллов, то у вас неплохой задел и прекрасные перспективы для совершенствования.

Если вы набрали от 30 до 40 баллов, вам нужно много практиковаться.

Если общее число ваших баллов меньше 30, засучите рукава и беритесь за дело. Может быть, вам придется нелегко, но если вы все же попытаетесь, вы достигнете большого прогресса.

В любом случае, особое внимание следует обратить на процедуры, владение которыми вы оценили в три и менее баллов.

Когда усвоите теорию и приобретете практику, оцените себя снова, используя этот тест, и сравните количество баллов до и после обучения. Вполне вероятно, что ваши успехи вас приятно удивят.

 

Приведенный тест является и своего рода руководством к действию, методикой: он последовательно перечисляет процедуры, которые, по мнению его автора, необходимо выполнить при подготовке и проведении презентации.

 

Тема 4

Заполните анкету для выявления потребностей (мотивации) работников на основе теории А.Маслоу. Сделайте выводы относительно пользы для организации от того или иного вида неудовлетворенных потребностей работников

Источник: Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000

Тема 5

 

5.1.Определите стиль вашего поведения в конфликтной ситуации, проработав тест Томаса. Насколько продуктивен ваш стиль поведения?

Источник: Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000

 

5.2.Проведите исследование групповых статусов и ролей в группе методом социометрических измерений (социометрия). Что следует делать при обнаружении в группе более чем одного лидера?

Источник: Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000

Тема 6

6.1.Заполните и обсудите в группе «Анкету для определения факторов отношения к труду». Какие факторы отношения к труду в состоянии улучшить организация?

Источник: Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000

 

Тема 7

7.1.Возьмите в качестве объекта хорошо известную вам организацию (в которой вы работаете, учитесь) и осуществите SWOT-анализ. Определите направления изменения поведения вашей организации по отношению к субъектам внешней и внутренней среды.

Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

Тема 8

Проработайте «Методику определения стиля руководства трудовым коллективом». Какой стиль является предпочтительным? От чего зависит выбор стиля руководства?

Источник: Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000

Тема 9

Проработайте методику «Опросник ДДО-М» и установите направления своих интересов. Совпадают ли они с фактическим делом, которым вы занимаетесь? Если не совсем, какие шаги вы могли бы предпринять для установления большего соответствия?

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова, модернизированный (ДДО-М), опубликован неоднократно, в том числе в учебниках для учащихся средней школы, но, по мнению специалистов, не имеет конкуренции вследствие достаточно глубокой теоретической его обоснованности и доступной формы подачи и обработки материала.

 

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1а Ухаживать за животными

или

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а Помогать больным людям, лечить их

Или

2б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

Или

3б Следить за состоянием, развитием растений

4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Или

4б Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Или

5б Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Или

6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)

7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Или

7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения

Или

8б Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Или

9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а Лечить животных

Или

10б Выполнять вычисления, расчеты

11а Выводить новые сорта растений

Или

11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

Или

12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Или

13б Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

Или

14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

Или

15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а Делать лабораторные анализы в больнице

Или

16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Или

17б Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т.п.

Или

18б Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания

Или

19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

Или

20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

 

Опросный лист

Ч — П (человек — природа)

Ч — Т (человек — техника)

Ч — Ч (человек — человек)

Ч — ЗТ (человек — знаковая техника, знаковый образ)

Ч — ХО (человек — художественный образ)

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 Просуммируйте количество ответов в каждой колонке. Сфера ваших профессиональных предпочтений, интересов лежит в той области, по которой вы набрали наибольшее количество баллов.

 

 

Тема 10

Проведите диагностику организационной культуры (по Камерон и Куинну)

Источник: Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

 

Тема 11

Рассмотрите опросный лист банка и разработайте на его основе опросник для выявления имиджа известной вам компании. Установите имидж вашей компании в глазах клиентов, сотрудников, акционеров, поставщиков.

Выявлению истинного имиджа корпорации, того, как она выглядит в глазах клиентов, способствует, кроме полноценных мероприятий в рамках «Паблик рилейшнз», распространение и последующий анализ различных опросных листов, анкет, которые выдаются клиентам вместе с приобретаемым товаром. Пример такой анкеты мы помещаем ниже.

РАСШИРЕННЫЙ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ БАНКА ДЛЯ СВОИХ

КЛИЕНТОВ[3]

1. В каком отделении банка Вы открыли счет?_________________________

2. Как Вы узнали о нашем банке?____________________________________

           от друзей и знакомых           из рекламы

           от коллег по бизнесу             у Вас постоянные связи с банком

           от работника банка               другие источники (указать)

3. Почему Вы в конце концов выбрали  банк?_____________________________

          близко к дому                            репутация

          близко к работе                         вид услуг

          цена/процент                              другие причины

4. Как долго Вы ждали нашего секретаря

           менее 1 минуты                        1-3 минуты

           3-5 минут                                    более 5 минут

5. Представился ли секретарь при встрече      Да            Нет

6. Улыбался ли наш сотрудник и смотрел ли он в глаза при первой встрече?

                                                                                 Да            Нет

7. Стоял ли наш сотрудник при встрече?           Да            Нет

8. Называл ли Вас по имени хотя бы раз во время операции или разговора?

                                                                                  Да             Нет

9. Был ли занят наш сотрудник посторонними разговором или деятельностью?

                                                                                  Да            Нет

10. Был ли одет сотрудник в служебном стиле? Да           Нет

11. Во время беседы или операции ел ли, пил ли, жевал ли жевательную резинку наш сотрудник? (Если да, то укажите, что именно)     Да      Нет

12. Объяснил ли наш сотрудник другие банковские услуги, прежде чем вы спросили?                                                                                  Да       Нет

13. Сказал ли “Спасибо” наш сотрудник после завершения беседы?

                                                                                  Да        Нет

14. Оцените ваше отделение по следующим критериям:

                                                                       отл.  оч.хор.   хор.  неплохо  плохо

А. Дружелюбие и вежливость персонала

Б. Знание услуг банка

В. Объяснение услуг и забота о ваших

    интересах

Г. Общее качество услуг

Д. Общий вид внутри отделения

Е. Общий вид снаружи

 

15. Сравните наш банк с другими:   лучше      такой же          хуже

16. Прочие комментарии

 

   Ваше имя                 телефон

 

 

Распределение учебных часов

 

Наименование темы

                                      Количество часов

Всего

Лекции

Практика

ТЕМА 1. Теории поведения человека в организации.

6

4

2

ТЕМА 2. Личность и организация

6

4

2

ТЕМА 3. Коммуникативное поведение в организации

6

2

4

ТЕМА 4. Мотивация и результативность организации

6

2

4

ТЕМА 5. Формирование группового поведения в организации

4

2

2

ТЕМА 6. Анализ и конструирование организаций

4

2

2

ТЕМА 7. Управление поведением организации

4

2

2

ТЕМА 8. Лидерство в организации

4

2

2

ТЕМА 9. Персональное развитие в организации

4

2

2

ТЕМА 10. Управление нововведениями в организации

4

2

2

ТЕМА 11. Организационный маркетинг

4

2

2

ТЕМА 12. Организационное поведение в сфере международного бизнеса

4

2

2

ТЕМА 13. Организационная культура и этика бизнеса

4

2

2

ИТОГО

60

30

30

 Экзаменационные вопросы

  1. Организационное поведение как наука и практика. Роль, место, объект, предмет, методы познания и исследования в организационном поведении.
  2. Понятия поведения, трудового поведения и организационного поведения. Модели и факторы, их разнообразие и субъективность.
  3. Психологические теории поведения. Направленность личности.
  4. Социологические теории поведения человека в организации.
  5. Экономические теории поведения человека в организации.
  6. Типологии трудового поведения.
  7. Девиантное поведение в организации, его формы.  
  8. Факторы организационной среды и их влияние на поведение сотрудника. Понятие качества трудовой жизни и его элементы.
  9. Типология организаций в менеджменте и социологии. Организационно-правовая форма организации.
  10. Агрессивное, ассертивное и пассивное поведение сотрудников организации.
  11. Лояльность работников своей организации и ее обеспечение.
  12. Типологии коммуникаций в организации. Внешние и внутренние коммуникации. Средства коммуникации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации.
  13. Управление коммуникациями в организации: проблемы, планирование, организация, контроль.
  14. Перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспект делового общения.
  15. Стили ведения деловых переговоров.
  16. Методика подготовки и проведения презентации.
  17. Многообразие мотивов человека и организации. Теории мотивации.
  18. Модели формирования мотивов. Формирование мотивов: внешние и внутренние факторы.
  19. Влияние силы мотивации на результативность деятельности. Закон Йеркса-Додсона.
  20. Возможности и методы выявления и использования мотивов для управления отношением к труду.
  21. Модели и критерии организационной эффективности. Субъекты организации и внешней среды и многообразие точек зрения на результативность организации.
  22. Специфика командной работы в организации.
  23. Потенциал группы и факторы повышения продуктивности группы.
  24. Формирование продуктивных рабочих команд. Совместимость членов команды. Управление формированием команд.
  25. Статусы, роли, нормы в команде.
  26. Групповые девиации. Групповое мышление.
  27. Роль и место организационной культуры в управлении групповым поведением.
  28. Конфликты в организации и их урегулирование.
  29. Анализ организации как социотехнической системы. Организационно-правовая форма организации, положение на рынке и организационная структура как факторы поведения.
  30. Корпоративная культура и ее значение для деятельности организации на различных этапах развития. Исследование, диагностика и изменение культуры.
  31. Социально-психологический климат и продуктивность организации.
  32. Разделение, кооперация и специализация труда в организации.
  33. Структура организации как следствие текущего состояния и перспектив развития организации и особенностей ее руководителей и ключевых специалистов.
  34. Проектирование работ. Проектирование перехода к командной работе.
  35. Стратегии развития организации и их поведение. Перепроектирование организаций.
  36. Диагностика факторов, определяющих поведение работников организации.
  37. Диагностика факторов внешней и внутренней реды, влияющих на поведение организации. SWOT –анализ.
  38. Механизмы  и методы управления поведением организации и ее персонала.
  39. Природа лидерства. Теории лидерства. Типологии лидерства.
  40. Стили руководства.
  41. Ситуационные и поведенческие концепции лидерства.
  42. Харизматическое, провидческое, трансформационное лидерство. Лидерство-служение.
  43. Стадии формирования команды и роль лидера.
  44. Потенциал и потребности личности и возможности организации.
  45. Развитие организации как развитие ее персонала. Концепция Развивающего управления персоналом.
  46. Японские методы управления поведением в организации.
  47. Понятие и типология карьеры. Планирование карьеры и развития.
  48. Решающая роль персонала в проведении изменений в организации. Необходимость, планирование и организация изменений.
  49. Сопротивление изменениям. Изменение поведения людей в организациях. Поведение лидера в ситуации изменений.
  50. Обеспечение причастности работников к производимым изменениям.
  51. Изменение корпоративной культуры как фактор успешных изменений организации.
  52. Процессы и модели принятия решений по изменениям.
  53. Имидж организации. Факторы привлекательности организации для работников и субъектов внешней среды. Выявление и формирование имиджа организации.
  54. Роль и возможности связи организации с общественностью и рекламирования организации.
  55. Фирменный стиль и дресс-код (стиль одежды), их влияние на поведение сотрудников и организации.
  56. Международная деловая среда: экономические, политические и социокультурные особенности.
  57. Подготовка организации к функционированию в иной стране.
  58. Многонациональные корпорации и специфика управления ими.
  59. Типологии национальных культур и организационных культур. Типологии Хофстеде, Камерон и Куинна, Тромпенаарса.
  60. Этика бизнеса. Формы социальной ответственности бизнеса. Акулы и дельфины в бизнесе.
  61. Показатели этичности бизнеса.

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Задание для студента заочной формы обучения формируется следующим образом:

Из нижеследующей таблицы «Первые буквы фамилии студента и номер варианта», используя в качестве ключа первую букву своей фамилии, студент получает номер варианта своей контрольной работы.

В каждом варианте два теоретических вопроса из состава «Экзаменационных вопросов» и один вопрос из раздела «Тесты и темы практических занятий и семинаров». В качестве теоретических студент может выбрать либо первую, либо вторую пару из «Таблицы вариантов и вопросов». Например, фамилия студента начинается на букву «А». По таблице вариантов он получает для ответа вариант  1. Согласно таблице вариантов и вопросов, он может отвечать либо на теоретические вопросы 1 и 31 из раздела «Экзаменационные вопросы», либо на вопросы 16 и 46. В любом случае, он должен рассмотреть практический вопрос 12.1 из раздела «Тесты и темы практических занятий и семинаров». На все вопросы варианта (и теоретические, и практический) следует ответить письменно.

 

Первые буквы фамилии студента и номер варианта

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

А, Р

1

И, Щ

9

Б, С

2

К, Э

10

В, Т

3

Л, Ю

11

Г, У

4

М, Я

12

Д, Ф

5

Н

13

Е, Х

6

О

14

Ж, Ч

7

П

15

З, Ш

8

 

 

 

 

Таблица вариантов и вопросов

 

№ варианта

Теоретические вопросы (из раздела «Экзаменационные вопросы)

Вопрос из раздела «Тесты и темы практических занятий и семинаров»

№ варианта

Теоретические вопросы (из раздела «Экзаменационные вопросы)

Вопрос из раздела «Тесты и темы практических занятий и семинаров»

1

1 и31 или 16 и 46

12.1

9

9 и 39 или 24 и 54

4.2

2

2 и 32 или 17 и 47

11.1

10

10 и 40 или 25 и 55

3.1

3

3 и 33 или 18 и 48

10.1

11

11 и 41 или 26 и 56

2.6

4

4 и 34 или 19 и 49

9.1

12

12 и 42 или 27 и 57

2.5

5

5 и 35 или 20 и 50

8.2

13

13 и 43 или 28 и 58

2.4

6

6 и 36 или 21 и 51

7.1

14

14 и 44 или 29 и 59

2.3

7

7 и 37 или 22 и 52

5.2

15

15 и 45 или 30 и 60

2.2

8

8 и 38 или 23 и 53

5.1

 

 

 

 

 

Литература

Основная

Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. –СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

Васильев Д.А., Деева Е.М. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Вэттен Дж., Камерон К. Развитие навыков менеджмента. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.

Дафт Р.Л. Менеджмент. ¾СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Джуэлл Л. Индустриально -организационная психология. ¾СПб.: Питер, 2001.

Зайцев А.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. – М.: Экономистъ, 2005.

Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. – М.: ИНФРО-М, 2006.

Карташова Л.В. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Квалификационный справочник должностей служащих. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. ¾СПб.: Питер, 2001.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. ¾СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Потемкин В.К., Спивак В.А., Покровская Н.Н. Организационная культура. – СПб.: СПбАУП, 2006.

Психология менеджмента /Под ред. проф. Г.С.Никифорова. ¾Спб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.

Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001.

Спивак В.А. Развивающее управление персоналом. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.

Спивак В.А. Менеджмент. – Издательство «Вектор», 2005.

Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.

Сурков С.А. Люди на работе: Учебник по организационному поведению. – М.: Дело и сервис, 2005.

Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. -СПб.: Питер, 2001.

Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2006.

Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула и М.Уорнера. – СПб.: Питер 2002.

Шапиро С.А. Организационное поведение. – М.: ЗАО «Гросс Медиа Ферлаг», 2005.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. –СПб.: Питер, 2002.

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

Экономическая психология /Под ред. И.В.Андреевой. - СПб.: Питер, 2000.

 

Дополнительная

Альбрехт С., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса. – СПб.: ПИТЕР, 1995.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. – М.: ДЕЛО ЛТД, 1993.

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высш. шк., 1989.

Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, Псков. обл. ин-т усоверш. учителей, 1994.

Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: ПО «ЮНИТИ», 1999.

Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. – М.: Дело, 1993.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

Монден Я. "Тоёта": методы эффективного управления. – М.: Экономика, 1989.

Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые научно-методические рекомендации. – М.: Экономика, 1991.

Психологические тесты для деловых людей. – М.: А/О "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1994.

Рюттингер Р. Культура предпринимательства. – М.: Эком, 1992.

Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. – М.: Экономика, 1986.

Социология труда / Под ред. Н.И. Дряхлова и др. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Фильев В.И. Регулирование условий труда на предприятиях Российской Федерации (Охрана труда на основе ГОСТов РФ). – М.: Интел-Синтез, 1996.

Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, СПб-отделение, 1997.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.

Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 1990.

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.

Цандер Э. Практика управления. – Обнинск: Титул, 1992.

 



[1] Майерс.Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. –С.147.

[2] Мэндел С. Навыки эффективной презентации. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

[3] Миловидов В.Д. Современное банковское дело. Опыт организации и функционирования банков США. — М.: Изд — во МГУ, 1992. — С.145.

Сайт управляется системой uCoz