Экзаменационные билеты по дисциплине лУправление персоналом╗

 

Билет 1

1.Понятие персонала и субъектов организации. Живой труд в системе факторов производства. Объективные факторы изменения роли и отношения к человеку на производстве.

2.Организация привлечения, отбора и найма персонала.

 

Билет 2

1.Место и роль управления персоналом в системе управлении преднприятием.

2.Разнообразие и субъективизм в подходах к определению роли и места персонала в организации.

 

Билет 3

1.Подготовка работника к трудоустройству: разработка профессионального резюме, сопроводительных и рекомендательных писем, пути поиска работы. Рейтинг профессии.

2. Система показателей конечных результатов деятельности службы УП.

 

Билет 4

1.Подходы к определению роли человека в организации: тейнлоризм, классический менеджмент, теория бюрократии.

2.Подготовка службы УП к отбору претендентов. Нормативно-методичеснкая основа подбора персонала.

 

Билет 5

1.Подходы к определению роли человека в организации: школа лчеловеческих отношений╗, теория лчеловеческого капитала╗, теория лразвития человеческих ресурсов╗.

2.Этапы подбора персонала. Каналы привлечения персонала. Анализ профессиональных резюме.

 

Билет 6

1.Подходы к определению роли человека в организации: японские методы, концепция управления человеческими ресурсами, концепция обучающейся организации, концепция развивающего управления персоналом.

2.Роль и возможности рекрутмента и государственной системы занятости. Рекрутинг с использованием Интернета.

 

Билет 7

1.Потенциал человека в организации. Элементы трудового потенциала.

2.Инструментарий отбора: испытания, тестирование, интервью и другие социально-психологические методы, их задачи и возможности.

 

Билет 8

1.Психологический подход к восприятию персонала. Профессиональные и личностные качества человека и их проявление в трудовой сфере. Нормативное и девиантное индивидуальное и групповое поведение.

2.Условия и организация найма работника. Испытательный срок, его задачи.

 

Билет 9

1.Социально-психологический подход к восприятию персонала. Влияние группы на поведение работника. Потенциал группы и условия эффективной работы рабочей группы.

2.Адаптация работников как специфическая задача службы УП. Профессиональная, психофизиологическая и социально-психологическая адаптация.

 

Билет 10

1.Два понятия лкоманды╗. Совместимость работников. Технология и факторы взаимодействия с ориентацией на успех.

2.Организация адаптации: отечественный и зарубежный опыт. Факторы эффективности адаптационной работы.

 

Билет 11

1.Управление персоналом как наука. Объект и предмет науки управленния персоналом и их особенности. Принципы управления персоналом. Гуманность, научность, профессионализм, опора на закон.

2.Профориентация персонала и ее организация.

 

Билет 12

1.Методология системного подхода и его аспекты: ситуативный подход, программно-целевой подход, антидевиантный подход.

2.Типология трудовых перемещений. Нормативная и информационная база перемещений. Виды перемещений для рабочих и служащих.

 

Билет 13

1.Взаимодействие линейного и функционального менеджмента со специалистами в области УП и разделение труда между ними.

2.Ротация и ее профориентационное значение.

 

Билет 14

1.Управление персоналом как система. Признаки, свойства и обеспечение функционирования системы лУправление персоналом╗.

2.Планирование карьеры со стороны работника и со стороны предприятия.

 

Билет 15

1.Научно-методическое обеспечение управления персоналом. Методы управления персоналом.

2.Работа с кадровым резервом. Программы подготовки кадрового резерва. Особенности работы с перспективными молодыми руководителями.

 

Билет 16

1.Кадровое обеспечение системы управления персоналом. Численность службы управления пернсоналом. Требования к работникам службы управления персоналом. Квалификационные характеристики и должностные инструкции работников службы управления персоналом.

2.Типологии карьеры. Планирование деловой карьеры.

 

Билет 17

1.Информационное обеспечение деятельности службы УП. Учет персонала в службе УП и документация по личному составу.

2.Оценка индивидуальных и групповых достижений работников. Система сквозных показателей результатов деятельности организации, подразделения, рабочего места как фактор консолидации усилий в достижении общих целей.

 

Билет 18

1.Документы, оформляемые при приеме сотрудника. Трудовой договор (коннтракт). Личное дело работника. Отчетность по персоналу.

2.Организация аттестации работников и руководителей: отечественный и зарубежный опыт.

а

Билет 19

1.Техническое обеспечение системы управления персоналом. Технические средства и методы анализа трудонвых процессов и учета персонала, контроля дисциплины, оценки, начисления вознаграждения.

2.Особенности требований к руководителю. Стиль руководства и его выявление.

 

Билет 20

1.Правовое обеспечение деятельности службы УП. Система документов, регламентирующих трудовые отношения на государстнвенном уровне и на уровне предприятия. Трудовой кодекс Российской Федерации.

2.Организация и информационное обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятия.

 

Билет 21

1.Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом в зависимости от размера предприятия и политики в области персонала. Содержание труда в службах управления персоналом на крупных современных предприятиях и структура службы УП.

2.Виды обучения. Формы обучения. Рынок образовательных услуг.

 

Билет 22

1.Положение о службе управления персоналом, должностные инструкции ее руководителя и сотрудников: структура, содержание.

2.Затраты на обучение и их эффективность. Риски обучения персонала. Ученический договор.

 

Билет 23

1.Понятие кадрового потенциала. Критерии оценки кадрового потенциала в зависимости от задач организации. Факторы, определяющие кадровую политику в организации.

2.Особенности развития и саморазвития менеджеров.

 

Билет 24

1.Разработка миссии организации Стратегическое управление персоналом как элемент стратегии развития организации. Философия и политика в области персонала.

2.Понятия мотива, мотивации, мотивирования, стимулирования. Модели воздействия на трудовое поведение.

 

Билет 25

1.Ананлиз содержания труда работников предприятия. Требования рабочего места к работнику и их определение в современной отечественной методологии (профессиография), согласно Женевской схеме условий труда и в подходе Минтруда США.

2.Типология и факторы трудового поведения. Предпринимательское поведение, манипуляционное поведение.

 

Билет 26

1.Выявление и планирование потребности в персонале на основе норм. Разработка раздела "Персонал" бизнес-плана и кадровой политики на предприятии.

2.Деструктивное, девиантное и делинквентное поведение. Мошенничество.

 

Билет 27

1.Программы развития персонала, социальные программы, их роль и обеспечение.

2.Мотивационные теории, выявление мотивации работников к труду.

 

Билет 28

1.Функции и процедуры по управлению персоналом. Подход "Ключевой специалист".

2.Причастность, обогащение труда, целевое управление и их стимулирующий характер.

 

Билет 29

1.Профессионализм и квалификация. Квалификационные характеристики работников.

2.Основы построения системы эффективного стимулирования желаемого трудового поведения. Виды стимулов. Материальное стимулирование. Нематериальное стимулирование.

а

Билет 30

1.Внешний и внутренний рынок труда, их достоинства и недостатки.

2.Исследование удовлетворенности трудом с позиций теории содержания работ.

 

Билет 31

1.Понятия разделения, кооперации и специализации труда. Организация и обслуживание рабочих мест.

2.Типология конфликтов. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. Методы психологической защиты человека.

 

Билет 32

1.Учет, анализ, аттестация и рационализация рабочих мест.

2.Роль службы управления персоналом в выявлении причин и урегулировании конфликтов. Виды поведения в конфликтной ситуации.

 

Билет 33

1.Бригадная организация труда. Виды рабочих бригад. Организация труда служащих. Особенности содержания и организации труда руководителей.

2.Взаимодействие администрации с общественными организациями предприятия. Социальное партнерство. Социальная защита работников предприятия

 

Билет 34

1.Основы нормирования труда. Роль и виды норм.

2.Антикризисное управление персоналом.

 

Билет 35

1.Основы и нормативная база ведения переговоров по поводу заключения коллективного договора.

2.Нормативная основа и организация процессов наказания и увольнения сотрудников. Массовые увольнения.

 

Билет 36

1.Вертикальные коммуникации: опыт США.

2.Оценка результатов деятельности службы УП. Текучесть кадров, абсентеизм, социально-психологический климат, качество рабочей силы и другие индикаторы состояния кадровой политики.

 

Билет 37

1.Системы с горизонтальными коммуникациями; уплотненная технология и ее элементы: принципы и подходы крупных японских компаний к персоналу.

2.Условия труда, режим труда и отдыха работников и руководителей. Охрана труда и нормативные материалы по охране труда на производстве. Охрана труда при работе на компьютере.

 

Билет 38

1.Научный инструментарий выявления личных качеств и групповой динамики: наблюдение, тесты, социометрия, психография.

2. Контекстуальные навыки работников японских предприятий.

Сайт управляется системой uCoz